Все о Москве.

Москва — Третий Рим.

герб россииЛегенда о Москве, как о Третьем Риме, возникла и стала распространяться еще со времени Флорентинского Собора (1439 г.), когда второй Рим, знаменитый Царьград (Константинополь), в лице своего императора и главных своих представителей отдал свое первенство Риму первому, а теперь папскому Риму (Собор был созван Папой Евгением IV и утверждён императором Иоанном VIII Палеологом. На соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Валашско-Молдавский и Киевский и всея Руси (Исидор), архиепископы, епископы и богословы, всего около 700 человек. На Соборе подробно рассматривались разногласия между Западной (Римско-Католической) и Восточными (Православными) церквами. Собор был объявлен Вселенским. С согласия восточных епископов, Патриарх Константинопольский провозгласил Вселенский Собор канонически состоявшимся и объявил, что те, кто не подчинятся его решениям, будут отлучены от Церкви.

В ходе собора Восточные иерархи, тщательно ознакомившись с учением Римской церкви, пришли к выводу, что оно православно. После некоторых колебаний все они, кроме одного иерарха, митрополита Марка Эфесского, признали нововведения Римской церкви имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви, признавая правильным все содержание вероучения Римской Церкви, не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи. 6 июля 1439 они (включая императора) единодушно подписали резолюцию собора, буллу Laetentur coeli, предложенную Папой. Таким образом, была заключена уния и Восточные церкви воссоединились с Латинской. Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на нем епископы и митрополиты открыто отрицали свое согласие с собором или утверждали, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством Восточных Церквей).

Флорентийская уния пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое. Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть.

Идея о Третьем Риме в Москве не была праздною мыслью каких-либо досужих книжников, но представляла крепкое убеждение всего духовного чина Русской Церкви. В сознании Русского высшего духовенства уже укоренилось мнение о первенстве Русской Церкви во всем Восточном Православном мире, именно по тому поводу, что Московский Государь оставался единым державным представителем в Православном Христианстве.

Освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского), кроме того, в том же Царьграде (Константинополе) объявились сами собою предсказания, что победу над бесерменством (турками) исполнить никто иной, как именно русский род — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.

Статья основана на материале из книги Забелин И.Е. История Москвы: Репринт. изд. 1913 года. - М., 1990. и Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

Другие статьи об истории Москвы >>