Все о Москве

Чудов монастырь на Ивановской площади московского Кремля

Монастырь был снесен после 1917 года, чтобы расширить Ивановскую площадь Кремля, также как и соседний Вознесенский монастырь.

Точный год основания монастыря остается неизвестным. Единственное и самое древнее относящееся к нему летописное свидетельство гласит, что в 1365 году митрополит Алексей заложил на этом месте каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех. Митрополит исцелили от слепоты жену хана Джанибека Тайдулы, за что он ему и подарил эти земли. По свидетельству некоторых летописцев, ранее на этом месте находился Царев Ордынский Посольский двор, где останавливались посланцы Орды, приезжавшие для переговоров или сбора дани.

Захоронения в обители и около нее представлялись самыми почетными. Так, рядом с митрополитом Алексеем был захоронен в 1393 году его племянник, старейший боярин Дмитрия Донского, Данило Феофанович. Храм постоянно благоустраивали и достраивали.

При нашествии Тахтамыша в 1382 году монастырь был сожжен. В страшном пожаре 1547 года он опять выгорел дотла. Нетронутыми остались только мощи святителя Алексея.

О Чудовской церкви помнили и заботились все правители. Например, Иван Грозный всю жизнь испытывал особую привязанность к монастырю. Когда в 1556 году у него родилась дочь, царевна Евдокия, он крестил её в Чудовом монастыре и приказал построить над задними вратами монастыря обетную церковь во имя Иоанна Лествичника с приделом Евдокии Мученицы.

Несмотря на пожары, моначтырь в 16 и 17 веках достигает высшего процветания и получает название Великой Лавры.

Новая царская династия – Романовых в отношении Чудова монастыря следовала традиции Рюриковичей. Михаил Федорович Романов крестит в Чудовом всех своих детей, а царь Алексей Михайлович – своего погибшего в младенчестве царевича Дмитрия, позднее – будущего Петра I и его сестру царевну Наталью Алексеевну. В ХIX веке к этому обычаю вернется император Николай I для единственного своего ребенка – будущего царя-освободителя Александра II.

Построек в Чудовом монастыре было много, и описывались они главным образом в связи с постоянно вспыхивающими пожарами достаточно часто и подробно.

Главной святыней оставалась соборная церковь Архангела Михаила, однопрестольная и пятиглавная. Она имела одну вызолоченную главку, тогда как остальные купола и кровли были окрашены в зеленый цвет. Церковь окружала паперть с окончинами, рядом стояла колокольня. Из храма крытые переходы вели в Благовещенский собор и к архиерейским покоям. Пятиглавой была и церковь Благовещения, также с одной позолоченной главкой. Ее особенностью было то, что начиная с XVIII века в стене обширной трапезной была устроена палатка, где продавался „чудотворный мед“.

В ХVI–XVII веках Чудов монастырь стал центром духовного образования. В нем действовала Патриаршья школа, среди преподавателей которой были знаменитые ученые своего времени. Начало традиции было положено самим митрополитом Алексеем: в монастыре хранилась собственноручная рукопись его перевода Нового Завета с греческого на славянский.

Оказался монастырь и гостеприимным пристанищем для всех приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев, особенно из числа южных славян и греков. Многие из них подолгу жили под его кровом и находили себе последний приют на монастырском кладбище, как Матвей Гречин, митрополит Андрианопольский.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны Чудов монастырь приобретает новый статус. С учреждением самостоятельной Московской епархии монастырь отдается с июня 1744 года в полное распоряжение и владение для жительства епархиальному архиерею с наименованием кафедральным монастырем.

Особую страницу в истории монастыря представляли погребения в его стенах и храмах. Многие ложились здесь в землю, отпетые самим патриархом, настолько знатными были их семьи. „У церкви Благовещения, на полуденной стороне“ покоился с 1565 года прах казанского царя Едигера, захваченного при взятии Казани и получившего в крещении имя Симеона Касаевича. Патриарх отпел в 1667 году воспитателя царя Алексея Михайловича боярина Бориса Ивановича Морозова. Здесь были Салтыковы, Собакины, Куракины, Одоевские, Засецкие, Пушкины, Оболенские, Колтовские, Стрешневы, Хованские, Трубецкие…

С 1775 года к Чудову монастырю был приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До 1764 года ему принадлежало около 18 600 душ крепостных крестьян. До 1818 года обители принадлежал и Малый дворец, служивший местопребыванием московских митрополитов, который после рождения в нем будущего царя Александра II был переведен во Дворцовое ведомство.

Во время нашествия французов Чудов монастырь был разграблен.

С храмом связано много интересных исторических событий — здесь, например, жил Максим Грек, или из монастыря бежал дьякон Гришка Ортепьев — Лжедмитрий I. В 1666 году здесь осудили и лишили патриаршества Никона. Женщины в монастырь не допускались.

Перед Октябрьским переворотом обитель носила название Чудов – Алексеевский – Архангело-Михайловский кафедральный монастырь. Среди хранившихся в нем ценностей были знамена, бунчуки и ключи от крепостей, взятых русскими войсками в Персидскую войну 1826–1828 годов (в Алексеевской церкви), в библиотеке – многочисленные рукописи, такие как „Слово об Антихристе“ святого Ипполита, Папы Римского (XII в.), „Толкование на Псалтирь“ святого Федорита, епископа Каирского, собственноручное завещание святителя митрополита Алексея, им же переписанный перевод „Нового Завета“ и др.

При монастыре функционировал Комитет для принятия и хранения приношений на создание в Москве храма во имя святого благоверного Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Последним настоятелем Чудова монастыря был митрополит Московский и Коломенский Макарий, наместником – епископ Арсений, его помощником – архимандрит Серафим.

В 1918 году монахи Чудова монастыря были расстреляны.

В 1919 году в монастыре разместился кооператив "Коммунист".

В 1922 году из храма изъяли все ценности под предлогом изъятия ценностей в помощь голодающим.

В декабре 1929 года монастырь взовали. Оставшиеся реликвии были перераспределны между монастырями и музеями Москвы.

Статья основана на материале из книг Нины Молевой «Сторожи Москвы»: ООО Агентство „КРПА Олимп“; Москва; 2007 и Петр Паламарчук: Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов.

Другие статьи об архитектуре Москвы >>